Русские инквизиторы - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Свободное общение » Флудильная » Русские инквизиторы
Русские инквизиторы
ИсторикДата: Воскресенье, 09.01.2011, 12:35 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 201
Репутация: 27
Статус: Offline
Ведовские процессы возникали на Руси уже в XI в. «Летопись отмечает, что в 1204 г. в Суздальской земле были схвачены волхвы и „лихие бабы" и преданы смерти через сожжение. Их обвинили в том, что они — виновники постигшего Суздальскую землю неурожая... Духовенство поддерживало в народе веру, будто колдуны и ведьмы способны на поступки, враждебные христианству, и требовало жестокой расправы с ними»
Служители православной церкви (как и служители всех других церквей) преследовали не только лиц,
обвиненных в «сношениях с нечистой силой», но и тех, кто высказывал сомнение в существовании
ведьм и чародеев. А. Афанасьев пишет: «Тотчас же после крещения Русской земли дела о волшебстве
уже подлежали рассмотрению духовной власти. Обычною карою за эти преступления было сожжение.
В 1227 г., по сказанию летописи, в Новгороде „изъжогша волхов четыре".
По свидетельству Никоновской летописи, волхвы были приведены сперва на архиепископский двор, а потом уже преданы па сожжение на Ярославском дворе. «Христианские пастыри,— свидетельствует далее Афанасьев,— не только скрепили своим авторитетом старинное мнение о связи чародейства с нечистой силой, но и придали этому мнению более решительный характер» Они утвердили в народе веру в то, что колдуны и «ведьмы» «заключают договор с нечистой силой», скрепляемый их кровью. Они превратили преследование заподозренных в колдовство и связях с дьяволом в благочестивое, религиозное дело.
В 1411 г. в Пскове вспыхпула эпидемия чумы. И сразу же были сожжены 12 «ведьм» (их обвинили в
том, что они вызвали болезнь). В 1442 г. в Новгороде произошло массовое сожжение и потопление людей, обвиненных в волшебстве. При Иване Грозном сожжения происходили часто. Грозный использовал обвинение в колдовстве и в политических целях, «чтобы придать своей кровавой практике
видимость обоснованности» «При царе Алексее старицу Олену сжигают в срубе, как еретицу, с чародейскими бумагами и кореиьями...
В Тотьме в 1674 г. сожжена была в срубе и при многочисленных свидетелях женщина Феодосья по оговору в порче». Перед казнью она заявила, что никого не портила, а поклепала на себя при допросе, не стерпя пытки31. Современник царя Алексея — Г. Котошихии в своих записках сообщает: «Жгут Живого за богохульство, за волховство, за чернокнижничество»
Даже в Уставе Воинском Петра I (1716 г.) мы читаем: «...Все идолопоклонство, чародейство (чернокнижничество) наикрепчайше запрещается... И ежели кто из воинских людей найдется идолопоклонник, чернокнижец, ружья заговоритель, суеверный и богохулительный чародей: оный по
состоянию дела в жестоком заключении, в железах, гонянием шпицрутен наказан или весьма сожжен
имеет быть». К этому документу дается следующее толкование: «Наказанием сожжения есть обыкновенная казнь чернокнижцам, ежели оный своим чародейством вред кому учинил или действительно с дьяволом обязательство имеет. А ежели ж он чародейством своим никому иикакова вреда не учинил и обязательства с сатаною никакова не имеет, то подлежит, по изобретению дела, того наказать другими вышеупомянутыми наказаниями, и притом церковным покаянием. Кто чародея подкупит или к тому склонит, чтобы он кому другому вред учинил, оный ровно так как чародей сам наказан будет» .
Казни «колдунов» и «ведьм» организовывались духовенством, дела о волшебстве подлежали исключительно ведению епископских судов, массовые сожжения происходили под непосредственным
руководством епископов.
Осуждение на сожжение за колдовство имело место и в более позднее время. Русский государственный деятель и историк В. Н. Татищев, возвращаясь в 1714 г. из Германии, заехал в г.. Лубны (на Украине),
где находился в то время фельдмаршал граф Шереметев. Здесь он узнал, что некая женщина за
«чародейство» приговорена к сожжению. Женщина эта «с пытки» призналась в том, что «в сороку и
дым превращается». По просьбе Татищева Шереметев разрешил ему побеседовать с осужденной.
Встретившись с нею, Татищев, как он сам сообщает, убеждал ее отказаться от нелепого признания.
Однако она продолжала утверждать, что обвинение ее в ведовстве справедливо, так как «лучше хощет
умерть, нежели отпершись еще пы-танной быть». Только после «твердого уверения», что она в случае
откровенного сознания не только не будет со-жЖена, но и «пытана не будет», несчастная призналась,
что «ничего не знает, а чарование ее состояло в знании некоторых трав и обманах». По ходатайству
Татищева приговор был отменен, а женщина сослана в монастырь.
Отдельные случаи сожжения по обвинению в ведовстве происходили и в более позднее время 36. В
1738 г. в селеГумепец на Подолин распространилась моровая язва. Чтобы «отвратить» болезнь от села, его жители предприняли ночью крестный ход по своим полям. В это время у жителя соседнего села Михаила
Матковското пропали лошади. Ночью он отправился на поиски н наткнулся на крестный ход.
Участники крестного хода решили, что «неизвестный им человек, ходящий ночью по полям с уздечкой,
есть не что иное, как олицетворение моровой язвы». Его избили н полумертвого оставили на земле. На
следующий день жители села Гуменец отправились в деревню, где жил Матковскмй, связали его и
повели в свою деревню; там били и требовали, чтобы он признался в своей вине по поводу моровой
язвы. «Затем явился священник и, исповедовав Матковского, заявил: „Мое дело заботиться о душе, а о
теле — ваше. Жгите скорей". Устроили костер и несчастного сожгли» .

Некоторые православные церковные иерархи (например, архиепископ новгородский Геннадий)
смотрели с завистью на кровавую деятельность католической инквизиции в странах Западной Европы:
в России по было такого массового, организованного, длившегося столетиями истребления ведьм,
какое организовали католическая, а затем и протестантская церкви в странах Западной Европы.
Массовое истребление церковью людей, обвиненных в связях с дьяволом, имело место главным
образом на грани Средних веков и Нового времени.
И. И. Скворцов-Степанов писал, что это было время, «когда общество охватывалось быстрыми и глубокими сдвигами, расползалось по швам, утрачивало под собой твердую почву» . Зарождавшиеся капиталистические отношения «выбивали человеческую жизнь из средневековой колеи... Куда ни посмотрим, повсюду в эти столетия мы увидим крушение того, чем жило средневековье и что оно тащило от древности»

Форум » Свободное общение » Флудильная » Русские инквизиторы
Страница 1 из 11
Поиск: